Римский скульптурный портрет отражает один из самых значительных периодов развития мирового портрета. В Древнем Риме портретисты пытались решить задачу, которая, по сути, стоит и перед современными художниками: передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и уловить отличительные особенности его характера. На лекции попробуем проследить эволюцию этого жанра в Древнем Риме, в том числе и на примере экспонатов выставки.
Продолжительность 1–1,5 часа.
Лектор – Наталья Брандт, искусствовед, сотрудник отдела просвещения.
Для детей среднего и старшего школьного возраста, учащихся ДХШ и ДШИ, студентов, взрослой аудитории.
Образ ребенка – удивительное явление в искусстве разных стран. На лекции «Детский портрет в русском искусстве» мы рассмотрим основные этапы становления русского детского портрета в XVIII–XIX веках. Именно в это время в картинах художников появляется ребенок как отдельная личность, раскрывается его внутренний мир. Рассмотрим и те произведения выставки, где изображение ребенка является центральным элементом композиции.
Продолжительность 1–1,5 часа.
Лектор – Наталья Брандт, искусствовед, сотрудник отдела просвещения.
Для детей среднего и старшего школьного возраста, учащихся ДХШ и ДШИ, студентов, взрослой аудитории.
Издревле портреты правителей давали наглядную картину развития государства. Пополнили этот ряд и полотна с изображением российской императрицы Екатерины II. Известно довольно много таких работ еще с тех пор, когда она, будучи принцессой Ангальт-Цербстской, прибыла в Россию. Со вступлением ее на царский престол число портретов значительно возросло, а разнообразие увеличилось: это и парадные, и камерные изображения, в которых кроме самой модели присутствуют многочисленные символы власти и ряд повседневных вещей. О разнообразии образов русской государыни и художниках, писавших эту венценосную особу, поговорим на лекции «Образ Екатерины II в изобразительном искусстве».
Продолжительность 1–1,5 часа.
Лектор – Наталья Брандт, искусствовед, сотрудник отдела просвещения.
Для детей среднего и старшего школьного возраста, учащихся ДХШ и ДШИ, студентов, взрослой аудитории.
Лекция посвящена глиптике – искусству резьбы по драгоценным, полудрагоценным (твердым) и поделочным (более мягким) породам минералов, а также по стеклу, слоновой кости, кораллам. Резные камни с выпуклым рельефным изображением (камеи) и с врезанным, углубленным (инталии) с древности вставлялись в оправы из драгоценных металлов и служили в качестве амулетов, личных печатей, украшений, застежек для одежды. Но и сами по себе они воспринимались как драгоценность и имели чрезвычайно высокую стоимость. Мастерством резьбы поражают уже египетские, шумерские, вавилонские, ассирийские геммы. Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Рима. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу по многослойному камню. Геммы античного мира олицетворяли собой классический идеал и считались эталоном чистого и строгого вкуса. Резчики разных столетий подражали античным геммам, считая их непревзойденными образцами. Свое продолжение искусство глиптики нашло в работах итальянских мастеров Возрождения и барокко, русских резчиков эпохи классицизма.
Продолжительность 1–1,5 часа.
Лектор – Лариса Андреева, ведущий методист отдела просвещения.
Для детей среднего и старшего школьного возраста, учащихся ДХШ и ДШИ, студентов, взрослой аудитории.
Кроме живописных и скульптурных портретов на выставке представлен совершенно особый вид портрета – графический. Иногда всем известные великолепные портретные образы были созданы простым карандашом лишь с помощью линии. Почему портрет в рисунке можно считать не просто подготовительной работой художника, а самоценным произведением, какие русские живописцы прославились как прекрасные рисовальщики, что давали художникам уроки анатомии и как через рисунок изучить психологию – об этом и многом другом поговорим на лекции «Линия характера. Портрет в рисунке».
Продолжительность 1–1,5 часа.
Лектор – Юлия Лопаткина, заведующая отделом просвещения
Для детей среднего и старшего школьного возраста, учащихся ДХШ и ДШИ, студентов, взрослой аудитории.