Организаторы: Министерство культуры Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Во Врубелевском корпусе завершена работа над новой экспозицией западноевропейского искусства. Два обновленных зала, оснащенных современным экспозиционным оборудованием, включают около 120 произведений живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Фландрии, Франции, Швейцарии. Экспозиция демонстрирует лучшее, что есть в омской коллекции. Это и уже хорошо знакомые зрителю произведения, и те, которые очень редко покидают стены запасников.
В первом зале представлены работы старых мастеров. Здесь собраны все жемчужины западноевропейской живописи: памятник Позднего Возрождения – алтарные створки «Святая Агнесса» и «Святая Цецилия», полотно Алессандро Тиарини (1577–1668) «Послы царя Абгара перед Христом», композиция «Мадонна с младенцем» Симона Вуэ (1590–1649), вариант которой находится в Государственном Эрмитаже, эффектные декоративные натюрморты, выполненные крупнейшими мастерами этого жанра – Мелхиором де Хондекутером (1636–1695) и Яном Вениксом (1640–1719). Экспозиция максимально полно представляет творчество художников XVIII века, среди которых работы французских живописцев Жана-Батиста Грёза (1725−1805) и Клода Жозефа Верне (1714−1789), а также представителя диаспоры немецких художников в Риме Якоба Филиппа Хаккерта (1737−1807). Имена этих мастеров входят в сокровищницу мирового искусства.
Второй зал включает произведения XIX столетия. После долгого перерыва зрители вновь смогут увидеть картины, давно ставшие визитными карточками коллекции, − «Нарцисс и Эхо» (1895) английского художника Джозефа Соломона (1860–1927), «Сцена в кабачке» (1896) флорентийского мастера Франческо Винеа (1845−1902), «Горный ручей» (1847) популярного швейцарского пейзажиста Александра Калама (1810–1864), «Аллегория поэзии» и «Аллегория музыки» (обе − 1839) известного французского дамского портретиста Эдуарда Дюбюфа (1819−1883).
В 2021 году исполнилось 200 лет со дня рождения бельгийского живописца Жана-Батиста Роби (1821−1910). Музей имени М. А. Врубеля, единственный в России, хранит сразу две картины одного из самых популярных европейских художников XIX столетия. Тематический раздел «Влюбленный в розы» в формате «выставка в выставке» позволяет познакомиться с творчеством Роби и с основными вехами его жизни.
Не обошлось и без открытий. Во время подготовки экспозиции удалось получить интересные сведения, касающиеся провенанса двух омских картин Жана-Батиста Роби. С 2001 года известно, что композиция «Цветы и книга» накануне революции находилась в Каменноостровском дворце в Санкт-Петербурге, принадлежавшем принцессе Елене Георгиевне Саксен-Альтенбургской. В сентябре 2021 года удалось установить, что ранее картина была приобретена великой княгиней Еленой Павловной (1807–1873) и долгое время украшала интерьеры Михайловского дворца. Позже вместе с другими произведениями она перешла по наследству дочери − великой княгине Екатерине Михайловне (1827–1894), а уже затем ее внучке – принцессе Е. Г. Саксен-Альтенбургской. Другая картина художника –
«Натюрморт с апельсином» (1852) до революции хранилась в коллекции князей Юсуповых в их знаменитом дворце на Мойке.
Партнером проекта Музея имени М. А. Врубеля выступила дизайн-студия Art de Vie, представляющая в Омске краски Little Greene, более 300 лет применяемые в английском интерьерном декоре. Их производят со второй половины XVIII века и зачастую используют при реставрации памятников викторианской эпохи, в числе которых интерьеры Института русского реалистического искусства, Королевской Академии искусств в Лондоне, домов Уинстона Черчилля и Бернарда Шоу и многие другие.
Благородный цвет Bronze Red в залах западноевропейского искусства в сочетании с новым световым решением экспозиции позволил придать музейным интерьерам практически дворцовую атмосферу парадной гостиной.