Организаторы: Министерство культуры Омской области, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Состав выставки: свыше 50 скульптур малых форм и предметов декоративно-прикладного искусства Японии XVIII–XX веков из собрания Музея имени М. А. Врубеля и частных коллекций.
Изобразительное искусство Японии в мировой культуре ярко выделяется своей необычной эстетикой. Его притягательная сила велика, интерес к нему не исчезает, оно многогранно, но наша выставка акцентирует внимание на скульптуре малых форм и небольших предметах декоративно-прикладного искусства.
Два основных раздела экспозиции знакомят зрителя с такими уникальными явлениями в японской культуре, как нэцкэ и окимоно. Они дополнены «прочими мелочами», демонстрирующими миниатюрные произведения декоративно-прикладного искусства Японии, в числе которых визитница, капельница для воды, шкатулки, коробочки для благовоний, гребень, курильница.
Самый важный раздел выставки посвящен нэ́цкэ. Эти вещицы были сугубо функциональны и служили противовесом для крепления на поясе различных предметов, поскольку японский национальный костюм не имел карманов. Но при этом нэцкэ представляли собой маленькие шедевры искусства резчиков. В изделиях, которые предназначались «для себя», для внутреннего рынка, ярче чувствуется эстетика, созерцательность и чувство прекрасного, присущие японскому народу.
В отличие от нэцкэ, окимо́но (буквально — «вещь для того, чтобы ставить») — это статуэтка, предназначенная для украшения интерьера. Исторически термином «окимоно» обозначались небольшие скульптуры или декоративные объекты, располагаемые в нише
(токонома) традиционного японского жилища. Эти произведения очаровывают виртуозностью исполнения. В миниатюрной скульптуре не пропущено ни одной важной детали. Все передано точно и выразительно.
В нэцкэ и окимоно более всего привлекают неподражаемая живость, непосредственность в трактовке натуры, юмор и богатейшая фантазия в композиционном, пластическом и эмоциональном решении каждого произведения.
Экспонаты, представленные на выставке, можно рассматривать с художественной точки зрения – и тогда они являют собой искусство, которое выработало своеобразный пластический язык, или с точки зрения истории культуры – при этом они выступают как ценный источник изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений японцев XVIII–XX веков.
Куратор выставки – Евгений Николаевич Журавлёв