Фонд советской и современной графики составляет свыше 7 тыс. единиц хранения. Хронологические рамки коллекции охватывают период с 1917 г. по настоящее время.

Формирование коллекции осуществлялось на протяжении многих десятилетий, начиная с 1930-х гг. Основная значимая её часть скомплектована в 1970–1990-е гг. Наибольшее количество передач произведений из Художественного фонда Министерства культуры СССР, закупок у авторов и даров приходится на вторую половину 1980-х гг. Коллекция характеризуется цельностью и вместе с тем многообразием регионов, школ, авторов, жанров, печатных и оригинальных техник, а также разнообразием назначения графических произведений (станковая графика, графика прикладного характера: книжная, театрально-декорационная, плакат, экслибрис и др.). Выделяются три крупных раздела.

I. Произведения мастеров отечественного искусства

Раздел насчитывает около 3500 экспонатов и отражает развитие графического искусства ХХ в. «Золотой фонд» составляют произведения 1920–1930-х гг. таких крупных художников как Ю. Анненков, М. Волошин, А. Дейнека, А. Шевченко, А. Лабас, Н. Симонович-Ефимова, А. Фонвизин, Р. Фальк, В. Фаворский и др.

Небольшая по количеству (около 40 ед.) коллекция эскизов театральных костюмов и декораций включает в себя произведения крупнейших мастеров ХХ века, работавших в театре – А. Головина, М. Добужинского, Б. Кустодиева, А. Экстер и др.

Значительной частью раздела (около 1500 ед.) являются произведения из собрания известного ленинградского коллекционера Е. М. Лавренко, поступившие в музей в 1980–90-е гг. Это редкие экземпляры альбомов гравюр художников 1920–1930-х гг. (36 ед.), коллекция плаката периода Великой Отечественной войны (168 ед.), графика художников ленинградской школы 1920–1930-х гг., собрание работ графиков-«шестидесятников» и «семидесятников» Москвы и Ленинграда.

В названный раздел входит и коллекция книжной иллюстрации с именами художников, определявшими развитие искусства оформления книги на протяжении всего ХХ в.: В. Фаворский, Н. Дмитревский, А. Гончаров, Л. Хижинский, Е. Кибрик, В. Конашевич, Э. Будогоский, М. Пиков, А. Каплан, К. Рудаков и др.

Еще одна крупная часть данного раздела – экслибрисы, составляющие около 2000 ед. хранения, часть из которых принадлежала ранее крупнейшему собирателю С. Ивенскому.

II. Графика мастеров национальных школ республик бывшего СССР

Раздел насчитывает около 200 единиц хранения более 60 авторов практически всех республик и автономных округов. Крупнейшие имена Латвии (М. Рикмане, Г. Сиетиньш), Литвы (Б. Леонавичюс, А. Скирутите, И. Кузминкис), Эстонии (В. Толли, К. Пуустак), Украины (О. Лысенко, В. Лопата), республик Средней Азии (М. Асламазян, Б. Месропян, М. Мамедов, М. Рахман-Заде) представляют графику, которую продолжать комплектовать в сегодняшних условиях из-за распада единого государства практически невозможно.

III. Графика мастеров Омска

Раздел насчитывает около 2000 единиц хранения и ярко отражает художественные процессы, происходившие в Омске на протяжении ХХ в.

Ценным источником изучения культуры Омска 1910–1920-х гг. является архив А. Сорокина, включающий в себя графику художников-авангардистов (В. Уфимцев, Н. Мамонтов и др.), определявших художественную ситуацию в городе. Свидетельством «кипучей» художественной жизни данного периода является приезд в Омск Д. Бурлюка, написавшего портреты четы Сорокиных (хранящиеся теперь в коллекции музея).

Работы студентов Художественно-промышленного техникума им. М. А. Врубеля (эскизы для полиграфической продукции – плакатов, этикеток, брошюр и др.) характеризуют художественные процессы, происходившие в Омске на рубеже 1920–30-х гг.

Период Великой Отечественной войны представлен немногочисленными фронтовыми зарисовками И. Сивохина.

Значительны коллекции графических работ «патриарха сибирской живописи» К. Белова и мастера пастели А. Либерова.

Становление искусства «омской» гравюры в 1960-е гг. отражено этапными работами ведущих гравюристов Омска, участвовавшими во Всесоюзных выставках – Б. Николаева, А. Чермошенцева, И. Желиостова и др. Оригинальная графика этого периода отмечена именами мастеров, определивших развитие омского искусства дальнейшего периода (В. Кукуйцев, В. Белан, Н. Бережной и др.).

Обширен по своему составу подбор произведений одной из ключевых фигур сибирского художественного пространства – Н. Третьякова. В 1990-е гг. его работами положено начало формированию фонда печатных досок. Коллекция последних трех десятилетий ХХ в. представляет многообразие имен, творческих подходов, технических экспериментов, в том числе демонстрирует возникновение «авторских» техник.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!