В настоящее время Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля обладает одним из крупнейших художественных собраний в Сибири. Общее количество единиц хранения составляет более 31 тысячи.

У истоков формирования коллекции стоял директор Западно-Сибирского краевого музея Ф. В. Мелёхин (1882–?) – деятельный и ответственный человек, сумевший поднять на высокий уровень исследовательскую и хранительскую работы в соответствии с требованиями музейной науки и практики. Однако принадлежала ему и ещё одна важная заслуга. Понимая, что культурные основы будущего должны быть заложены в настоящем, он организовал в Сибири крупный художественный центр, приняв предложение Национального (позднее – Государственного) музейного фонда о формировании в провинции коллекций произведений изобразительного искусства.

Благодаря его энергичной деятельности и целеустремлённости, начиная с 1924 года, в Омск для художественного отдела (позднее – картинная галерея) Краевого музея из Москвы и Ленинграда прибывали сотни уникальных произведений. Основу поступлений составили работы известных собраний Зимнего, Мраморного, Ново-Михайловского дворцов; музея Академии художеств; Цветковской галереи; Публичного и Румянцевского музеев; Английского клуба; частных собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых, Юсуповых, Морозовых, Фаберже и других представителей российской аристократии, торгово-промышленной и купеческой элиты. Часть экспонатов музей получил из запасников Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея при перераспределении художественного фонда страны в 1924–1929 годах.

Левитан И. И. Лодка на берегу. Этюд. 1880-е
Дерево, масло. 18 х 25 см

Необычайно значимым в истории комплектования коллекции оказался 1932 год, когда в музей было передано значительное число экспонатов из музейного собрания расформированного омского Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля. В том же 1932 году из запасников Третьяковской галереи поступили живописные и графические работы художников конца XIX – начала XX века. Важным этапом для Картинной галереи стал 1940 год, когда она обрела полную самостоятельность, получив высокий статус Омского государственного музея изобразительных искусств.

Активная собирательская деятельность последующих лет также способствовала росту коллекции музея. Крупное пополнение собрания произошло в 1980-х годах, когда ленинградский коллекционер Е. М. Лавренко передал в музей свыше 3 тыс. произведений графики и редких печатных изданий. В 2004 г. на средства, выделенные Правительством Омской области, приобретено около 70 работ омских художников. В это же время московскими мастерами и их семьями переданы в дар музею свыше тысячи произведений, по приказу Федерального агентства по культуре и кинематографии состоялась передача порядка 180 экспонатов.

Коллекция произведений зарубежного искусства включает полотна мастеров Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии, Англии XVI–XIX вв. (Я. ван Гойен, И. ван Остаде, А. Схелфхаут, Я. Веникс, Д. Тенирс-мл., С. Вуэ, Ж. Б. Грёз, А. Фантен-Латур, И. Б. Лампи-ст. и др.). Авторы ряда графических листов – Рембрандт, Дж.-Б. Пиранези, П. Пикассо, Б. Хирасава.

Коллекция иконописи XVII – начала XX в. представлена иконами, выполненными в европейской части России (в том числе мастерами Оружейной палаты Московского Кремля), на Урале и в Сибири. Хранит музей произведения начала XXI в. известного омского иконописца Г. Адаева.

Собрание русского искусства XVIII – начала XX в. включает работы И. Айвазовского, А. Боголюбова, А. Бенуа, В. Борисова-Мусатова, Ф. Васильева, А. Венецианова, В. Верещагина, М. Воробьёва, М. Врубеля, К. Коровина, И. Крамского, И. Левитана, М. Нестерова, В. Поленова, И. Репина, В. Серова, В. Сурикова, И. Шишкина. Уникальной является коллекция произведений мастеров русского авангарда – Н. Гончаровой, П. Кончаловского, П. Кузнецова, М. Ларионова, А. Лентулова, И. Машкова, Р. Фалька, А. Явленского.

Айвазовский И. К. Морской вид. 1900
Дерево, масло. 20,8 х 30,8 см

Заслуживает внимания коллекция театральной графики конца XIX – начала XX века, вобравшая в себя эскизы костюмов и декораций И. Билибина, А. Головина, М. Добужинского, Б. Кустодиева, А. Экстер и др. Коллекция скульптуры, куда входят произведения М. Антокольского, П. Клодта, А. Опекушина, дополнилась отливом с работы М. Врубеля «Роберт и монахини».

Значительный раздел собрания музея составляют произведения отечественных мастеров советского и современного периода, среди которых П. Кончаловский, Е. Моисеенко, Б. Неменский, В. Попков, а также омские авторы Н. Брюханов, А. Либеров, Н. Мамонтов, В. Погодин, Н. Третьяков, В. Уфимцев, Г. Штабнов и др. Архивы ряда художников города включены в фонд документов музея.

Большой интерес вызывает и собрание декоративно-прикладного искусства, уникальность которого во многом обусловлена наличием золотых предметов скифо-сарматского периода, а также ювелирных произведений фирмы Фаберже. Коллекция керамики и стекла включает изделия Императорских фарфорового и стекольного заводов, известных фабрик и товариществ, заводов Дятькова, Гусь-Хрустального и т.д.

Предметы народного искусства демонстрируют лучшие образцы творчества народов Европейской России, Сибири, Средней Азии и Кавказа. Зрители также могут познакомиться с керамикой и стеклом античности; средневековыми фаянсами и фарфором Персии, Китая, Японии; итальянской майоликой эпохи Возрождения; фарфором Мейсена, Севра, Неаполя, Вены, Копенгагена, других ведущих европейских центров от XVIII века до начала XX столетия.

Коллекция редкой книги представлена богослужебными книгами XVIII–XIX веков, книгами гражданской печати XVIII–XXI вв., включающими литературу по теории и истории мирового искусства, архитектуры, музееведения, реставрации, истории, философии, эстетике, археологии, книговедению, справочную литературу.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!