КУПЕРВАССЕР Татьяна Исидоровна. 1903–1972. Портрет стахановки В. С. Гладковой с дочерью. 1930-е. Холст, масло. 124,5 × 86,3

Знак I типа (1828–1936) ордена Трудового Красного Знамени

Знакомясь с произведением Т. И. Купервассер, следует обратить особое внимание на два обстоятельства. Первое — то, как художник расширяет границы жанра парадного портрета передовика производства.

В 1920–1930-е годы портрет был актуальным для Купервассер жанром, часто героями ее картин становились женщины. Нет сомнения, что поводом для создания портрета стал трудовой стахановский подвиг Варвары Сергеевны Гладковой (1899–1984). С 1931 года В. С. Гладкова была изолировщицей на ленинградском заводе «Севкабель». С самого начала она увеличила нормы выработки телефонной жилы с 38 до 48 км за смену. Во время стахановского подъема (начало движения — 1935 год) были установлены рекорды сначала 82, затем 101,5 км. За эти достижения В. С. Гладкова была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Стахановское движение можно определить как большой социальный проект, сочетавший идеологические и производственные задачи. Добившись результатов на рабочем месте, стахановец «подтверждал» свой статус в общественной жизни. Так, В. С. Гладкова была участником Первого Всесоюзного совещания стахановцев, делегатом Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов, а в 1936 году стала членом Коммунистической партии. На примере стахановцев советская власть показывала, какие преимущества, а именно материальный достаток и почет, дает самоотверженный качественный труд. Слава передовика производства обеспечивалась целым рядом мер: государственными наградами, статьями в периодике и нередко созданием портрета. Сложились жанровые каноны, которые, по сути, презентовали различные стороны социального типа, изображая стахановцев за работой, за общественными делами (в этом случае награда становилась важной частью образа), на привилегированном отдыхе.

Картина Т. И. Купервассер значительно отличается от этих правил, она близка к жанру парадного портрета Героя Труда, который оформится позже, где портретируемый предстает в солидной статичной позе со знаком награды на груди. Однако данное произведение одновременно и семейный портрет, когда изображаются родители и дети. Традиционно в этом жанре художник выступает как физиогномист в определении родовых черт и психолог в отношении фамильных (иногда династических) ценностей. Позднее в советском искусстве появились портреты трудовых династий.

Татьяна Исидоровна Купервассер вводит в сюжет картины дочь стахановки и решает одновременно две задачи. Внешняя — адресат послания изображен в лице дочери, что не противоречит идеологии, и внутренняя авторская задача — выявление ценностей героини произведения. Яркие краски контрастируют с уставшим выражением лица; пройдет немного времени, и сложится другой канон, когда приглушенной палитрой будут представлять радостные лица. Сюжет, композиция, атрибуты, авторская манера и образ произведения демонстрируют, что, несмотря на внешний повод, причиной создания портрета стало желание раскрыть тайну жизни изображенного человека, волею судьбы ставшего кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Второе обстоятельство фалеристическое. На картине представлен знак ордена Трудового Красного Знамени образца 1931–1936 годов, что отсылает нас к непростой истории этой награды, которую проще уяснить, сравнив две первые советские награды — орден Красного Знамени и орден Трудового Красного Знамени. Обе появились еще до образования Советского Союза. В 1918 году гражданская война вызвала к жизни орден РСФСР для награждения новых героев, затем с таким же названием — «Красное Знамя» — появились награды еще в четырех республиках. С переходом к мирному социалистическому строительству появилась потребность в наградах для Героев Труда. В новых республиках были введены свои ордена Трудового Красного Знамени. Через два года, после того как советские республики объединились в Союз, в 1924 году был учрежден орден Красного Знамени как награда СССР, внешний вид которой повторял орден Советской России, только надпись «РСФСР» сменилась на «СССР». Общесоюзный орден Трудового Красного Знамени появился только в 1928 году. Дизайн нового знака сложился не сразу. Некоторое время выдавали знаки республиканского (РСФСР) ордена.

Изображенный на портрете знак — это первая попытка придать законченный вид новой награде. В 1936 году орден приобрел всем известный вид, с этого момента все республиканские разновидности были окончательно отменены.

Автор – Е. В. Груздов

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!