Коллекция народного искусства в собрании Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля насчитывает около 1500 единиц хранения и охватывает период равный четырем столетиям. Начало формирования собрания – 1920-е гг.
Экспонаты поступали из Ленинградского Государственного музейного фонда, Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля, Западно-Сибирского отдела Русского Географического Общества. К числу наиболее ранних поступлений относятся образцы золотосеребряного кружева XVII в., ковши-скобкари, образцы эмальерного искусства XVII в.
В 1980 г. коллекция народного искусства была выделена в самостоятельный фонд, и с этого времени его пополнение велось более целенаправленно и интенсивно. Оказали помощь в формировании собрания центральные музеи, передавая в омский музей экспонаты дублетного фонда. Так, в 1981 г., по приказу Министерства культуры СССР, из Государственного Эрмитажа поступили образцы набивных тканей XVII–XIX вв., золотного шитья XVIII–XIX вв. (всего – 124 экспоната).
В результате проводимых музеем научных этнографических экспедиций по районам Омской области собрание пополнилось коллекциями керамики, ткачества (многоремизное, браное, закладное, полотняного переплетения), вышивки, резными и расписными изделиями из дерева (прялки, детали ткацкого станка, утварь) русского населения Омского Прииртышья конца XIX – первой трети XX в.
Традиционные художественные промыслы России представлены росписями Хохломы и Полхов-Майдана, лаковой миниатюрой Палеха и Мстеры, каслинским художественным литьем, ростовской финифтью, тувинским камнем, многочисленной и разнообразной коллекцией народной игрушки, художественной резной костью, Жостовской и Нижнетагильской декоративной росписью.
Коллекция эмалей включает в себя образцы эмальерного искусства XVII в. (чернильницы, выполненные в технике выемчатой эмали), живописные миниатюры с изображением святых XIX в. и современную ростовскую финифть. Специально для музея художник-эмальер Б. М. Михайленко выполнил панно с портретами М. А. Врубеля и В. И. Сурикова.
Одним из наиболее полных и интересных разделов является собрание Тобольского косторезного промысла. Самые ранние – работы Т. С. Пескова, В. Н. Лопатина, С. И. Трегубова, П. Бизина, А. И. Максимова и др. В последние годы коллекция пополнилась изделиями современных ведущих мастеров промысла Г. Г. Кривошеина, В. А. Русаева, М. В. Тимергазеева.
Собрание народной керамики состоит из нескольких разделов
Гончарная керамика Омского Прииртышья первой трети ХХ в. Собранная экспедициями музея преимущественно в 1980-е гг., она дает представление о местном гончарном промысле, о разнообразии форм, объёмов и техник исполнения.
Народная глиняная игрушка различных художественных центров. Коллекция включает дымковскую, филимоновскую, каргопольскую, абашевскую, жбанниковскую, рязанскую, курскую, калужскую, вельскую, скопинскую, липецкую, романовскую, тавологскую, омскую, узбекскую, таджикскую игрушку. Наиболее полно в собрании представлена дымковская игрушка, самые ранние по времени создания произведения 1960-х гг. выполнены прославленными мастерицами Е. И. Косс-Деньшиной, Е. З. Кошкиной, З. В. Пенкиной и другими.
Русские изразцы XVIII–XIX вв.
Керамика автономных республик, краев и областей. Коллекция содержит дагестанскую, гуцульскую керамику, работы прибалтийских мастеров.