Знак ордена Святого Георгия III степени
Портрет генерала Михаила Ивановича Драгомирова (1830–1905) был написан И. Е. Репиным в 1889 году, а уже в 1891 году в свет вышли оттиски с гравюры, вырезанной Г. И. Франком с этого портрета.
Со времени книгопечатания гравюра стала хорошим способом растиражировать и донести до широкой публики сюжет и композицию живописного полотна. Причины, почему таким образом некоторые произведения обретали известность, разные, и обеспечить результат они могли лишь в комплексе. Нет сомнения, что значимость изображенной персоны — одна из главных причин. Портрет, выполненный в любой технике, был и остается жанром с огромным идеологическим, мифологическим, аттрактивным потенциалом.
Человеку свойственно определять свои идеалы, систему ценностей через знаменитых прославленных людей и декларировать их с помощью портрета над кроватью в общежитии, рабочим столом в кабинете, на книжной полке в квартире. И эта, помимо прочих, важнейшая функция изобразительного искусства — декларирование системы ценностей — часто осуществляется в связке с наградным делом.
К моменту написания портрета М. И. Драгомиров получил 9, а, возможно, и 10 российских орденов и 7 или 8 иностранных наград. Изображен генерал со знаком единственной награды — орденом Святого Георгия III степени.
Есть более ранний его портрет, гравированный Ф. Ф. Герасимовым (1921–1991), по рисунку П. Ф. Бореля (1829–1898), где герой также изображен с одним Георгиевским крестом; портрет из книги «Герои и деятели Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.: двадцать художественно исполненных портретов с подробными биографиями и описанием выдающихся событий войны».
Среди 20 рисованных и гравированных разными авторами портретов героев встречаются изображения с множеством орденов и одной-единственной наградой, хотя по биографическим данным к тому времени у портретируемого их было значительно больше. Почему так, можно только догадываться. Это могло быть случайностью (художник застал натуру в таком виде) либо выбором портретируемого или художника.
Но в случае с репинским портретом все иначе.
Познакомились два выдающихся человека, когда И. Е. Репин работал над известной картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–1891), и моделью для одного из центральных персонажей полотна — Ивана Дмитриевича Серко — стал генерал Михаил Иванович Драгомиров. Есть мнение, что встреча произошла весной 1889 года. Художник писал своей ученице Е. Н. Званцевой: «Надо быть философом, как Драгомиров (наш известный герой-генерал). Сегодня третий день как пишу с него этюд для „Запорожцев“ и поражен его философским взглядом на жизнь, глубиной ума, — не ожидал». Так началась их дружба.
«Запорожское» начало дружбы не случайно, оба были родом с Украины и очень любили эту землю, этот народ; и впоследствии, когда Драгомиров сначала стал киевским, подольским и волынским генерал-губернатором, а потом в отставке поселился в своем имении под Конотопом, они встречались уже на малой родине. В том же 1889 году художник создал интересующий нас «Портрет генерала и государственного деятеля Михаила Ивановича Драгомирова», который находится в Государственном историческом музее, и «Портрет С. М. Драгомировой» (дочери М. И. Драгомирова Софьи в украинском костюме), ныне хранящийся в собрании Государственного Русского музея.
Илья Ефимович Репин умел писать парадные портреты с множеством наград. Но, вероятно, Драгомиров позировал ему только с одним орденом, и художник прекрасно понимал почему.
Обратимся к биографии генерала. Родился он в 1830 году близ Конотопа в семье ветерана Отечественной войны 1812 года. Пошел по военной стезе, и уже в 26 лет с золотой медалью окончил Академию Генерального штаба и получил назначение в Генеральный штаб.
Штабной! Разницу между службой в частях и в штабе можно определить по-разному: с риском для жизни/безопасная; служение/карьера; практика/теория. Когда в Генеральный штаб попадает человек с боевым опытом, предполагается, что он способен свой опыт соединить с теорией и применить на практике. Другое дело, человек, который настолько хорошо освоил теорию, что, не имея боевого прошлого, смог переосмыслить ее и развить. Таким был М. И. Драгомиров. Он изучал современное военное дело в Европе в качестве наблюдателя при штабе Сардинской армии, непосредственно следил за ходом австро-итало-французской войны. Драгомиров прославился как провидец, предсказывавший исход сражений и войн, а после написал аналитическую книгу о войне. Он преподавал тактику в Академии Генерального штаба, среди его учеников оказался и будущий император Александр III. Михаил Иванович понимал, что общий уровень военного дела формируется не в академиях. Он писал статьи в военные журналы. Основная проблематика его публикаций — армия в условиях нового времени, значение нравственности для боеспособности. Драгомиров вернул в армию суворовские принципы организации военного дела, развил их. Вслед за великим полководцем он стал противником прусской системы с муштрой и парадами, сделав ставку на практическое, а не словесное обучение.
В 38 лет М. И. Драгомиров — генерал-майор, профессор тактики, в 1869 году он начальник штаба Киевского военного округа, в 1873 — командир 14-й пехотной дивизии, и наконец, на практике может применить все свои теоретические наработки. Его солдаты быстро освоили тактику рассыпного строя и стрелковой цепи. Свою квалификацию полководец Драгомиров подтвердил на деле в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. С установкой «Последний солдат должен знать, куда и зачем он идет» его дивизия блестяще справилась с задачей форсировать Дунай и обеспечить плацдарм для переброски основных сил. За эту операцию он и получил боевой орден Святого Георгия III степени.
Во время знаменитого сражения на Шипкинском перевале в критический момент именно Драгомиров привел подкрепление отряду Н. Г. Столетова. Там Михаил Иванович был ранен, ему грозила ампутация ноги. Александр III отозвал его из действующей армии — славных генералов много, а военных теоретиков мало. Драгомиров был назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба в звании генерал-адъютанта.
В 1879 году он издал главный труд «Учебник тактики», а в 1888 году им была подготовлена «Офицерская памятка», книга в духе суворовской «Науки побеждать», в которой в афористичной форме выражены принципы воспитания солдат. Вот один из них: «Человек — существо чрезвычайно странное: он всегда превращается в то, за что его принимают в практических отношениях к нему. Так, например, не говорите ему, что он человек, и не держите речей о нравственном достоинстве, о высоком назначении и прочем, но обращайтесь с ним, как с человеком, и он разовьется и умственно, и нравственно. На обороте: рассказывайте ему двадцать раз на день о человеческом достоинстве и обо всем прочем, но в то же время обращайтесь с ним, как с набитым дураком или со зверем и, как бы красноречиво вы не рассказывали ему о достоинстве человека и о прочем, он все-таки отупеет или обратится на известный процент в зверя». Удивительно, что Драгомиров не смог предсказать значение нового типа оружия — пулемета, в споре «огнепоклонников» и «штыколюбов» он также был на позиции А. В. Суворова: «Пуля — дура, штык — молодец».
Таким образом, можно сказать, что боевой полководческий крест, изображенный на портрете И. Е. Репина, для генерала стоил всех прочих наград, он доказывал правоту суворовской военной школы, фундаментом которой было уважительное отношение к русскому солдату-патриоту.
Уже после написания портрета генерал стал полным кавалером ордена Святого равноапостольного князя Владимира, а в 1901 году ему была присвоена высшая награда — Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного. Но все ордена, которые Драгомиров получил за службу в штабе и Академии, обретают дополнительный смысл рядом с крестом на шее.
Автор – Е. В. Груздов